ООО "ТРИДЭКС"
Май_2010,_Случай_Пятый. Повторяющийся вопрос...

Путевые заметки Случай Пятый

 Май 2010. Случай Пятый - повторяющийся вопрос…


Постоянно возникают вопросы о ремонтах высоковольтных вводов. Можно или нельзя, как делать, кому доверить…

Определяющим в интересе к этому вопросу является постоянно растущая цена вводов и поиск возможности сэкономить средства.

На самом деле попытки сэкономить часто приводят к неоправданным затратам и, что еще хуже – к снижению надежности эксплуатации трансформатора в целом.

Хотелось бы попытаться кратко выразить отношение к этому вопросу.

1. О целесообразности ремонта высоковольтных вводов.

Аварийность трансформаторов по причине выхода из строя вводов максимальная, поскольку при взрыве ввода чаще всего происходит разрушение трансформатора и пожар.

Учитывая это, технически всегда нужно предпочесть новый ввод отремонтированному.

Целесообразность ремонта вводов может быть определена финансовыми обстоятельствами при соблюдении ряда обязательных технических действий.


2. О причинах выхода из строя вводов.

Вводы завода «Изолятор» с бумажно-масляной изоляцией практически не выходили из строя по причине пробоя основной изоляции вводов. Те отдельные случаи, которые зафиксированы, связаны с увлажнением остова в негерметичных вводах.

Во вводах с твердой изоляцией случаи пробоя основной изоляции были чаще, но они были связаны вероятнее всего с заводскими недостатками – газовыми включениями в лаке, который использовался при изготовлении вводов.

Наиболее часто возникающее повреждение вводов – это пробой по внутренней поверхности нижней фарфоровой покрышки или по поверхности остова. Пробой происходил по загрязнениям, которые на поверхности фарфора называются «бурым» или «желтым» налетом. Опасность дефекта заключается в том, что основной измеряемый параметр вводов тангенс основной изоляции при развитии этого дефекта уменьшается и в эксплуатации на этот дефект реагируют с опозданием.

В любом случае, имеется этап создания предпосылок к началу образования частичных разрядов (это увлажнение и загрязнение масла и остова), этап начальных частичных разрядов, этап возникновения и развития ползущего разряда и окончательный пробой промежутка.

Длительность этапов развития дефектов от десятка лет в начальной стадии – до часов и минут при развитии ползущего разряди и пробоя.

2. О ремонте бывших в употреблении вводов.

Существует несколько практик ремонта бывших в употреблении вводов:


2.1. Заменяется масло во вводах. При этом измеряемые тангенсы углов диэлектрических потерь улучшаются. Однако загрязнения поверхности остова и фарфора остаются.

Опасности таких ремонтов заключаются в том, что если при замене масла во ввод попадают пузырьки воздуха, то в них начинаются частичные разряды и процесс выхода из строя может ускориться.

Эту практику нужно признать порочной, поскольку кроме того, что тратятся деньги, реальное состояние вводов камуфлируется, а процессы развития дефектов могут ускоряться.

При этом это наиболее часто применяемая практика ремонта вводов в областных энергетических компаниях и части ремонтных организациях.


2.2. Вводы разбираются, фарфор чистится изнутри, с остова сматываются несколько слоев бумаги, ввод вакуумируется и заливается новым дегазированным маслом под вакуумом. Как вариант, добавляется сушка остова.

Казалось бы этот вариант должен устранить дефекты, которые могут приводить к выходу из строя вводов. Частично это так, но…

Высушить остовы вводов практически не удается – улучшение измеряемых характеристик носит временный характер.

Если имеются внутренние загрязнения остовов вводов, то они остаются и являются ускорителями старения вновь заливаемого масла.

Если в остове ввода имеются источники частичных разрядов, то развитие повреждения необратимо.

Возможность включения таких вводов в работу должна быть подтверждена высоковольтными испытаниями с напряжением, равным 90% от испытательного напряжения ввода по стандартам.

Но даже после этого, отношение к этому вводу - должно быть как к старому, требующему повышенного внимания.


2.3.Единственным способом ремонта, который будет гарантировать длительную работу отремонтированного ввода, является ремонт по программе Украинского института трансформаторостроения (ВИТ).

Эта программа включала в себя:

- разборку ввода;

- размотку остова и намотку новой основной изоляции;

- очистку всех внутренних поверхностей фарфора и других деталей ввода;

- вакуумную сушку остова ввода;

- сборку ввода;

- вакуумирование собранного ввода с последующей заливкой дегазированным маслом под вакуумом;

- пропитка остова ввода под давлением;

- высоковольтные испытания ввода с обязательным измерением частичных разрядов.

ВИТ сделал по этой технологии ремонт большого количества вводов, и их эксплуатация показала качественность выполненных ремонтов.

К сожалению ВИТ отказался от этого вида деятельности.


3. Использование старых вводов, не бывших в эксплуатации.

На складах заводов с мощными электроцехами, энергопредприятий можно найти старые вводы, которые не были в эксплуатации.

Хотя процессы старения в этих вводах все- таки происходили, но их скорости были малы и при определенных условиях эти вводы могли бы эксплуатироваться.

Условиями эксплуатации этих вводов может быть успешное проведение следующих ремонтных операций:

- Ремонт элементов ввода, не отвечающих за изоляционную функцию.

- Замена масла во вводе с вакуумировкой остова и заливкой дегазированным маслом под вакуумом.

- Высоковольтные испытания вводов с приложением напряжения, равного 90% от испытательного напряжения по стандарту.